Агрессия, суицид и стрельба: как буллинг со стороны учителей влияет на школьников – Peoplenews.uz
Архив 20:02 | 14.5.21

Агрессия, суицид и стрельба: как буллинг со стороны учителей влияет на школьников

Редактор PEOPLE о последствиях буллинга со стороны учителей.

Агрессия, суицид и стрельба: как буллинг со стороны учителей влияет на школьников

С самых первых дней учёбы в школе нам говорят, что школа — наш второй дом, а учителя — вторые родители. Нас убеждали, что учителям можно всегда доверять и высказывать всё, что нас беспокоит. Школьники думают, что это говорится из большой любви к ним, однако посыл этих слов срабатывает в точности до наоборот. Учителя вторые родители, потому что все личные границы будут стёрты и вас будет ждать упрёк практически за каждый шаг, а школа второй дом — чисто для того, чтобы ученики смирились с тем, что последующие 11 лет они будут там находиться ежедневно и возненавидят это место. 

via GIPHY

Конечно, существуют школы, где царит тёплая атмосфера, учителя на самом деле пытаются помочь своим ученикам, а одноклассники между собой — настоящие друзья. 

Во время учёбы в школе с 7 до 18 лет человек особенно восприимчив к тому, что слышит от окружающих. Ребёнок находится в стадии становления личности и очень важно не сломать его психику, внутренний стержень, и не нанести психологические травмы, иначе последствия могут быть ужасающими. Дитятко может вырасти просто человеком без веры в себя и с комплексами; может развиться депрессия и деперсонализация, а как мы знаем, депрессия — это болезнь, которой, кстати не придают значения в подростковом возрасте. А ещё ребёнка могут так сильно затравить, что из него потом вырастет мститель. В данном материале я разберу тему буллинга со стороны учителей, покажу статистику, расскажу истории и последствия буллинга. 

Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести даже к суициду. Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.

По данным Генпрокуратуры Узбекистана, только с января по апрель 2018 года было зарегистрировано 153 случая суицида среди несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года эта цифра сократилась на 6,5%.

Ряд анонимных Telegram-каналов распространили видеозапись задержанного в отделе полиции, в которой он заявлял о том, что осознал себя богом, о пробуждении монстра внутри себя и о ненависти ко всему. В результате нападения были убиты 9 человек: 7 восьмиклассников в возрасте от 13 до 15 лет и два педагога. По состоянию на 11 мая было госпитализировано 3 взрослых и 18 детей, из них 6 раненых находятся в реанимации в крайне тяжёлом состоянии.

Истории:

Моя первая ужасная школьная история произошла со мной в шестом классе в первой четверти. У нас проходили соревнования по бегу на короткие дистанции (60 метров). Дорожка, по которой мы бегали, располагалась вокруг футбольного поля, на котором постоянно играли мальчики. Сама «беговая» дорожка, если её можно назвать таковой, была из разбитого асфальта и абсолютно не приспособленная для бега. И вот однажды я, изо всех сил стараясь пробежать заданные 60 метров за 10 секунд, на той самой дорожке, засыпанной выпавшими октябрьскими листьями после дождя, спотыкаюсь и просто проезжаю своей коленкой метра полтора по этому асфальту.  

Сначала было не больно, я ничего не почувствовала. Но закатав штаны, я увидела ужасающую картину — огромную рану, длиною наверное в сантиметров 15, а глубиной в 5-6 сантиметров.   

И только мои одноклассники взяли меня под руки и повели в спортзал, где медсестра мне всего-навсего перевязала ногу. Потом меня отвезли в больницу, где мне сказали что нужна операция, но не хотели её делать, так как думали что это укус собаки, а не спортивная травма, и хотели сделать прививку от бешенства. Чтобы доказать, что это не укус, требовалось присутствие одного из представителей школы, для подтверждения, что случай произошёл действительно в школе. В итоге никто из представителей не приехал, и всё решилось кое-как с помощью телефонных звонков. Мне наложили 11 швов, и потом, дабы рана не расползлась от начала до конца моей ноги, мне наложили гипс от бедра до лодыжки. Проходила я с этим гипсом больше месяца, а далее инвалидная коляска, костыли, долгий период физиотерапии и лечебная физкультура. 

via GIPHY

По возвращению в школу, каждый, кому было не лень, меня буллил. Из-за того, что у меня был свежий рубец, я не могла надевать юбки и ходила всегда в классических брюках.

И директор, завуч и все учителя, будто забыв и случившемся на физкультуре, когда вся школа видела то происшествие, давили на меня, спрашивая почему я не в юбке и нарушаю школьный устав (на секундочку, тогда уже была зима и по идее можно было ходить в штанах). 

Однажды вообще одна учительница мне сказала: «То, что ты лежала в больнице, у тебя была рана, швы, гипс, инвалидное кресло, костыли и долгая физиотерапия — это вовсе не причина нарушать школьный устав».

via GIPHY

Спустя время я начала ходить на физкультуру и могла делать всё, кроме бега на эти несчастные 60 метров, был некий барьер и я не могла с ним справиться, ноги меня будто не несли. Я пыталась это объяснить учительнице по физкультуре, и даже была согласна на двойку, лишь бы не бежать, но она не хотела меня слушать и заставила бегать со словами “Малика беги, норматив есть норматив, ты обязана его сдать”. В итоге я побежала, и прямо почувствовала своего рода паническую атаку. У меня начали подкашиваться ноги и вместо заданных 10 секунд, я пробежала эту дистанцию за 18.

Мне было очень обидно, ведь я через многое прошла. Я любила физкультуру, любила бегать, но после травмы я не могла сдать всего один норматив. Когда тебе ещё нет 15, у тебя стоит табу на бег 60 метров, а учитель просто заставляет тебя, да ещё и смеётся над тобой, это ужасно. И по сей день, спустя уже восемь лет, мне всё ещё страшно бегать. Но хорошо, что тогда я взяла себя в руки и посчитала что несмотря на страшную травму, моё моральное состояние важнее, чем красный аттестат. 

Следующая интересная ситуация произошла со мной девятом классе, тогда я шла на красный аттестат, и происходило все это в конце учебного года. Помните, раньше у входа во всех школах стояли, проверяли форму и ругали опоздавших. И вот как-то раз я опоздала на пять минут и меня остановили директор, замдиректора по воспитательной части и завуч. Они начали задавать вопросы почему я опоздала и очень громко меня обсуждали. Тогда я уже начала краситься и у меня были волосы с тёмно-красным оттенком, который можно было увидеть только на солнце.

У тебя волосы неестественного цвета, да ещё и ресницы закрутила, и если тебя на улице спросят с какой ты школы, то ответив на этот вопрос, ты опозоришь всю нашу школу, ты ходячий позор, ты ничего не добьёшься и никакого красного аттестата у тебя не будет.

Самое главное, что замдиректора, которая тоже там стояла, преподавала у нас некоторые предметы, и наедине со мной она всегда меня хвалила и у нас с ней были очень тёплые отношения. Но на вопрос директора в её сторону «Как вы считаете, Малика тянет на красный аттестат?», в моих мыслях была надежда на то, что хотя бы она меня защитит и поддержит, но увы, она ответила «На самом деле, вообще ни разу». И тут у меня звон в ушах, я ничего не понимаю, ведь она была моей любимой учительницей, которая всегда всех поддерживала и лично мне говорила, что я заслуживаю красный аттестат. Но как только она оказалась перед директором и завучем, то решила что «Малика ничего не достойна». 

Ещё одна история, которая произошла также в девятом классе, случилась тогда, когда меня не хотели ставить на линейке — танцевать выпускной вальс. Причиной тому был мой рост. Мы все разбились на пары и я стояла со своим одноклассником посередине.

Ну и последняя история, как бы странно это ни звучало, была связана с моими бровями. Девочки меня сейчас поймут, ведь когда мы только начинаем краситься, мы не знаем как это делать правильно и в начале у всех получается не очень хорошо. Помню, брови тогда у меня были жгучего чёрного цвета, ну и конечно чёткие границы у бровей. И как-то мы с одноклассниками прогуливали урок, сидя в столовой, как вдруг заходит туда директор. Все разбежались, попрятались, а я «слоупок» и не успела этого сделать. И тут, директор подсаживается и говорит: «Малик, а как ты брови красишь?», и спокойно, как адекватный человек, начинает со мной разговаривать и объяснять, что не стоит красить так брови и прочее.

Такая же ситуация повторилась спустя некоторое время, когда на перемене я стояла с одноклассниками, директор подошла и начала на весь вестибюль орать:

«Как тебе не стыдно так красить брови?». Она пыталась отвести меня в туалет умыться при всех учениках школы, в то время как наедине со мной мы обменивались советами и нормально разговаривали. 

Ну и подытожив свои истории, хочу сказать, что закончила я школу с красным аттестатом и танцевала я выпускной вальс всё с теми же красными волосами. 

Как распознать буллинг?

— Если ваш ребёнок потерял желание ходить в школу, то стоит поговорить с ним о том, что его беспокоит. 

— У ребёнка могут возникнуть трудности с определённым предметом. В этой ситуации также стоит выяснить в чём дело: в манере преподавать, в непонимании ребёнка, в отношениях с учителем.

— Вы стали замечать, что ребёнок перестал верить в свои силы. Это может быть связано с тем, что учитель давит на него своим авторитетом.

— Вы замечаете, что раньше ребёнок охотно отвечал на вопросы о школе, а теперь постоянно уходит от темы.

— Ребёнок постоянно жалуется на определённого учителя и сам просит вас о помощи.

via GIPHY

Что делать?

Вряд ли можно дать конкретный ответ на вопрос о том, как побороть буллинг со стороны учителя. Ведь ситуации бывают разные. Но есть универсальные советы, которые помогут вашему ребёнку выйти из этой непростой ситуации.

— Поговорите с учителем, чтобы выслушать и другую сторону. Старайтесь разговаривать спокойно, приводить конкретные факты, не переходите на оскорбления или агрессию. 

— Если вы понимаете, что диалога с учителем не получается, а вы видите, что он уничижительно относится к детям, стоит заручиться поддержкой других родителей и выступить единым фронтом.

— Не бойтесь, что ваше поведение может стать причиной ещё большего гнобления ребёнка. Если вы решили разобраться в ситуации, но диалога не выходит, привлеките к участию директора.

— Учитель может высказать и свои претензии в сторону ребёнка. Например, он срывает уроки своим поведением, не уважает учителя или ведёт себя по-хамски. В таком случае стоит поговорить с ребёнком, обсудить его поведение, чтобы он мог понять, что и сам поступает неверно.

— В любой ситуации показывайте ребёнку, что вы на его стороне. Особенно, если вам приходится донести до него мысль о том, что его поведение стоит подкорректировать.

— Если вы понимаете, что учитель нанёс урон психике вашего ребёнка, стоит обратиться к психологу, который сможет исправить последствия такого влияния.

— Не бойтесь перемен. Если вы понимаете, что ребёнок находится в постоянной стрессовой ситуации, а администрация школы не спешит на помощь, поменяйте школу.

via GIPHY

Автор: Малика Камилова

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана
Люди

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году
Люди

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев
Люди

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?
Люди

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января
Город

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации
Город

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации