В ожидании моря: дикое техно на дне высохшего Арала - эксклюзивный фоторепортаж – Peoplenews.uz
Архив 20:30 | 17.5.21

В ожидании моря: дикое техно на дне высохшего Арала — эксклюзивный фоторепортаж

Преодолеть 1300 километров, чтобы побывать на «Стихии»? Легко.

В ожидании моря: дикое техно на дне высохшего Арала — эксклюзивный фоторепортаж

Чтобы попасть к началу фестиваля в пятницу 14-го мая, многие из гостей выехали из Ташкента ещё в понедельник. Кто-то ехал на машине три дня, кто-то на поезде 16 часов, а потом ещё четыре часа на автобусе из Нукуса в Муйнак. Однако дальняя, сложная и довольно опасная дорога не стала преградой ни для кого. Это, наверное, самый показательный фактор того, насколько людям был необходим и важен этот фестиваль. Более того, на мероприятии было очень много иностранцев, в числе которых были британцы, французы, киргизы, афроамериканцы.

Специально для нас, журналистов, Министерство туризма и спорта Узбекистана организовал инфотур для освещения всего действия «Стихии». В своём авторском материале я расскажу вам о жизни в Каракалпакстане, пути в Муйнак и, конечно же, о самом мероприятии, но для начала разберёмся, что же всё-таки такое «Стихия».

Свой путь «Стихия» начала в 2017 году. В первую очередь она является музыкальным проектом, но быстро переросла в солидное движение и расширила свои границы за пределы звучание исполнения звуков техно на краю мёртвого моря. На фестивале была проведена социальная акция «6 миллиардов деревьев» и высадка в городе Муйнак более 5 тысяч деревьев. Целью проекта является поэтапная высадка засухоустойчивых деревьев, кустарников и фруктовых деревьев как в городе Муйнак, так и на дне высохшего Аральского моря для улучшения экологической обстановки в регионе. Проект осуществляется по инициативе Министерства Туризма и спорта и ООО «Факультета Акустики» при поддержке Корпорации «Росатом», «Hashar Week», Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, Государственного комитета по лесному хозяйству и Совета Министров Республики Каракалпакстан. 

Всё, что происходило на мероприятии — очень символичное, всё было приурочено к трагедии Аральского моря, даже само название фестиваля. Мы знаем о существовании четырёх стихий — воздух, огонь, вода и земля. В 2008 году Каракалпакстан лишился одной из них — воды в Арале. 

Чтобы попасть в Муйнак, надо сначала добраться в Нукус. Он находится более чем в 1000 километрах от Ташкента. Всей командой мы прилетели в Нукус на самолёте, полёт занял чуть больше часа. По приезде в Нукус нас ждал трансфер в Муйнак, что означает, что ещё 200 километров надо было преодолеть на автобусе.

Я могла бы сказать, что на протяжении четырёх часов из столицы Каракалпакстана в бывший рыбацкий городок нас сопровождали красивые виды степей и пустыни. Однако они были настолько же трагически пугающими, сколько и красивыми. 

Частенько встречались таблички с названием каналов, после них мост и по идее сам канал, но ни в одном из них не было воды, и по состоянию земли можно было легко понять, что нет её там уже довольно давно. Это невероятно захватывающее чувство, которое может легко вогнать в депрессию. Вы впечатляетесь тем, что от воды осталась огромная засохшая борозда и это невероятное зрелище, но если немного призадуматься, то можно прийти к пониманию того, что перед вами смерть. И в данный момент, проезжая мимо, вы просто держите её за руку.

При въезде в Муйнак стоит большой монумент с названием и символом города — рыбой, ведь это бывший рыболовецкий город. Все корабли раньше прибывали именно туда. Когда-то Муйнак располагался прямо на берегу Аральского моря — сегодня их разделяет 180 км суши. Раньше по морю-пустыне плавали морские корабли. Сейчас они стоят в порту Муйнак на всем известном «кладбище кораблей». Вряд ли они когда-нибудь вернутся, чтобы бороздить Аральское море. Они просто стоят заброшенными, ржавеют и погружаются в глубины небытия.

Фестиваль проходил на самом краю города. Сцена была расположена в конце дороги на вертолётной площадке — асфальт заканчивается и дальше пустыня, а юртовый и палаточный лагеря прямо на «берегу» моря у маяка. 

Муйнак — совершенно не туристический город. Тут толком нет гостиниц, только несколько хостелов и гостевых домов. Условия для жизни приемлемые, но не для привередливых снобов. По возвращению в Ташкент, я поняла, что Муйнак — не для слабонервных: сильные ветры 24/7, которые попросту сбивают вас с ног; песок вы будете находить абсолютно везде, даже в самых неожиданных местах; есть тонкая грань между красивым загаром и сгоревшей облезлой кожей. Крема от загара не спасут. Также нет абсолютно никакого смысла в кремах для лица и бальзамах для губ — вас облепит песок и вы получите натуральный бесплатный скраб для кожи. Раскрою секрет: можно даже не купаться, волосы не превращаются в сало и вы не потеете из-за постоянно сухого воздуха.

Первый день фестиваля запомнился выступлениями Xyarim и Нины Кравиц. Сложно передать словами это чувство, когда находишься посреди пустыни, на расстоянии вытянутой руки у тебя умершее море, кладбище кораблей, звуки техно буквально исходят из твоего тела, тебя слепят софиты и ты окружён друзьями и знакомыми. В некоторые моменты казалось, что я даже не уезжала из Ташкента, но стоило только сконцентрироваться на том, что вокруг тебя и приходит осознание, что ты на другом конце страны. Это невероятные ощущения, что большая часть людей настолько озабочена вопросом экологии и трагедией Аральского моря, что были готовы пересечь страну ради этого. Кстати, о вопросе экологии. На протяжении всей «Стихии» территорию патрулировал Hashar Week, везде стояли мусорные баки для сортировки мусора. Радовало душу, что люди очень ответственно к этому отнеслись, спрашивали, что в какую урну надо выкидывать и подбирали чужой мусор. Сотрудники Hashar Week делали всё возможное, чтобы территория умершего моря не превратилась в свалку.

Во второй день фестиваля были установлены инсталляции от WeCosmos, флуоресцентные лампы и неоновые краски на лицах и стенах создавали ещё больший вайб. В одной из юрт была представлена инсталляция «10 измерений» от Азизы Пулатовой. Инсталляция представляла собой художественное отображение  ассоциативного восприятия художника Вселенной десяти измерений. Инсталляция состоит из слоёв оргстекла. На каждом слое определённое изображение.

Для журналистов инфотура компанией SamAuto был организован автомобильный тур на шести пикапах Isuzu D-max к устью реки Амударьи. Раньше Амударья была судоходной рекой и впадала в Аральское море. Сейчас ситуация весьма плачевная — река в ширину уменьшилась в три раза, а глубина теперь около пяти метров. Мы приехали на дамбу, которую возвели для сохранения реки. Слова нашего гида поразили: «Здесь заканчивается та самая знаменитая река Амударья. Мы стоим на её конце». 

Вечером танцпол со сценой просто взорвались. Выступали Marsyld, Yula, Densk, Jam, Sabine и Prisheletz.

Я мечтаю создать музыку с нашими рубабами и этническими нотами. Многие узбекские артисты, к сожалению, на самом деле ориентируются на Запад, но можно немного покопаться в истории и создать что-то интересное. Главное быть энтузиастом, — сказала мне невероятно талантливая диджей Sabine.

Думаю, то, что многие потратили большое количество сил, времени и денег, чтобы добраться до «Стихии», говорит достаточно о многом: о целеустремлённости и стойкости характера прогрессивной молодежи, об озабоченности экологией и трагедией. Завершение фестиваля ещё более символично, например, в 2019 году сожгли огромную инсталляцию из букв SEA — моря уже нет. А в этот раз на рассвете сожгли дверной косяк с надписью HOPE. 

Я сидела с друзьями на рассвете, вдалеке догорала инсталляция, многие уже спали в палатках, а внизу на одном из заржавевших кораблей развевался флаг с надписью «Стихия» в лучах утреннего солнца. Мой друг сказал мне: «Стихия — про проблему экологии. Да, мы все сортируем мусор и говорим, как ужасна трагедия Арала, но когда мы по-настоящему задумаемся об экологии и примем меры?». 

Фото и текст: Малика Камилова

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана
Люди

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году
Люди

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев
Люди

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?
Люди

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января
Город

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации
Город

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации