Просьбы о помощи, доступ к SMS и звонкам: гайд от PEOPLE о том, как не попасться мошенникам – Peoplenews.uz
Архив 17:43 | 10.8.21

Просьбы о помощи, доступ к SMS и звонкам: гайд от PEOPLE о том, как не попасться мошенникам

Жертвы интернет преступников лишаются денег, а в некоторых случаях и здоровья.

Просьбы о помощи, доступ к SMS и звонкам: гайд от PEOPLE о том, как не попасться мошенникам

Без онлайн-платежей зачастую мы бы не смогли бы купить билеты на самолет, забронировать номер в отеле или заказать новый ноутбук. А еще они экономят время, нервы и деньги. Но не всегда. В мире онлайн-покупок и продаж, виртуальной работы, денег и отношений, в геометрической прогрессии стало расти количество случаев обмана людей в интернете. За последние года мошенники настолько потеряли страх, а простые люди — бдительность, что появились тысячи способов развода на деньги. Интернет-мошенничество — это различные методы мошенничества, которыми пользуются киберпреступники в Интернете. Мошенничество может происходить множеством способов — через фишинговые электронные письма, социальные сети, SMS-сообщения, поддельные телефонные звонки в службу технической поддержки, программы для запугивания и многое другое. Главное правило в интернете — быть осторожными и выполнять некоторые правила. PEOPLE выясняет, какие виды мошенничества существуют в интернете и как перестать их бояться.

От интернет-мошенников не застрахован никто, ни обычные люди, ни самые богатые и знаменитые личности, ни члены королевской семьи, как было показано, когда благотворительный фонд принца Чарльза оказался втянут в скандал с поддельными картинами. Мошенники используют очень сложную и хорошо спланированную стратегию обмана, постоянно совершенствуют свои мышеловки и используют почти неотслеживаемый метод, из-за чего преступники часто неуловимы.  Они работают самыми разными способами, от вводящей в заблуждение информации до обещания диких вознаграждений в финансовом обмене. Конечная цель всегда одна и та же: заставить вас отказаться от вашей личной информации и вытащить из вас как можно больше денег.

Виды мошенничества

— телефонное мошенничество;

— SMS-просьба о помощи;

— код от оператора связи;

— ошибочный перевод средств;

— доступ к SMS и звонкам;

— мошенничество с банковскими картами.

История Анастасии, которая столкнулась с телефонными мошенниками (50 лет)

Я плохо разбираюсь в том, какие виды мошенничества есть сейчас. Дети говорили, что нельзя никому сообщать свои данные, но однажды мне поступил звонок от оператора банка, по крайней мере именно так представились. Я сразу поверила, хотя номер был простой, не банка. Меня назвали по имени отчеству, что сразу вызвало доверие. Мне стали говорить о том, что с моей карты пытаются списать деньги, я перепугалась. Мне начали называть мои последние банковские операции, и это еще больше вызвало доверие, что на том конце трубки точно не мошенники. Номер и CCV карты спросили не сразу, молодой человек с приятным голосом убеждал, что мои средства находятся в опасности. Разговор был более часа, он прерывался и перезванивал опять, и я долго его слушала.

В какой-то момент, я начала верить еще больше. Он попросил снять все деньги, я поехала в первый ближайший банкомат, взяв с собой все кредитки. И почему тогда я просто не забрала с собой наличку?

Молодой человек сказал, что необходимо эти все деньги перевести на какой-то счет WebMoney, что все средства останутся на моем новом счету и все в безопасности. Я поверила, загрузила все деньги в банкомат и нажала кнопку «Отправить». В течение всей операции молодой человек давал мне инструкцию, половины слов и терминов я не понимала, но делала все по его указаниям. И когда деньги были переведены, я услышала смех в трубке и осознала, что сделала.

Я перевела все средства на обезличенный счет мошенникам, как потом мне объяснили мои дети. Это была крупная сумма, почти все мои сбережения. Плюс у меня теперь был долг перед банком, потому что я сняла деньги с кредитных карт. Я не знала, что делать, номер тут же стал недоступен, когда я пыталась перезвонить. Мне было стыдно и обидно. Мои взрослые дети тогда меня поддерживали, и конечно, помогли, не знаю, что я бы делала без них.

Я ехала домой, судорожно стала звонить всем, меня охватывала паника. У меня в голове не укладывается, как я могла в это поверить, и как таким людям не стыдно обманывать людей, которые не особо понимают в банковских операциях. Те, кто в возрасте меня поймут, мы привыкли что, когда-то все было на сберкнижках, а потом всю жизнь мы пользовались наличкой, наше поколение долго привыкало к наличию карт. Сейчас мне дети рассказали, что нельзя никому верить, что нельзя никому сообщать свои данные, нельзя брать трубки от неизвестных номеров. Для меня до сих пор остается загадкой, как мошенники узнали мое имя и отчество и как узнали мой номер.

Как не наткнуться на онлайн-преступников:

Не заходите на незнакомые сайты и не переходите по подозрительным ссылкам.

Не заполняйте анкеты и не оставляйте свои контакты на подозрительных сайтах. Не отвечайте на «спам». Современные почтовые службы хорошо их блокируют, но вас должны насторожить письма с предложение разбогатеть, поздравлением о крупном выигрыше. Не переходите по всплывающим окнам в браузере.

Зарегистрируйте специальную почту для интернет-магазинов

Для покупок в интернет-магазинах стоит зарегистрировать отдельную почту. Используя свой основной электронный адрес, вы оставляете цифровой след, по которому мошенники могут найти почту, к которой привязаны и другие аккаунты в соцсетях и сервисах. Создав новую почту, заодно получится оградиться от всех специальных предложений, которые будут соблазнять вас потратить больше, когда вы этого не планируете. Не открывайте файлы, отправленные на вашу почту с незнакомых адресов, и от знакомых, от которых не ждете письма. Никогда не посылайте свой пароль и номер кредитной карты по почте и мессенджеру.

Не сообщайте другим пользователям свою личную информацию 

В том числе адрес, номер телефона, номер школы, любимые места для игр, своё местоположение, планы, касающиеся длительных путешествий, каникул и отпусков, фото дорогих вещей, фото квартиры, автомобиля или дома, информацию о личных документах, номерах автомашин, фото личных документов, банковских карт и т. д. Не реагируйте на просьбы о встрече, или переслать что-то незнакомцам из сети. Или отвечать на звонки сотрудников банка, которые просят сообщить ПИН-код вашей карты.

Не оплачивайте покупку на подозрительных сайтах

Такой совет может показаться банальным: вряд ли вы перепутаете до боли знакомый AliExpress с подделкой. Но иногда мошенники создают весьма похожие копии популярных интернет-магазинов, при этом сайты-клоны могут содержать ошибки в тексте или внешне немного отличаться от оригиналов. В поддельные онлайн-магазины покупателей обычно заманивают с помощью фишинга: мошенниками делается рассылка писем, например, с уведомлением о больших скидках и ссылкой. Когда вы переходите на сайт, выбираете товары и при попытке их оплатить – к данным вашей платежной карты получают доступ злоумышленники, после чего снимают с нее деньги.

Не давайте свой мобильный телефон третьим лицам

Получив физический доступ к телефону, злоумышленники могут установить на него вредоносные программы.

Не сохраняйте данные карты в браузере

Не сохраняйте в браузере данные банковской карты, логин и пароль от почты или других интернет-сервисов. Если компьютер окажется заражен вирусом, то сохраненные данные могут быть похищены. Пусть вводить каждый раз цифры и не так удобно, зато безопаснее.

Существуют различные технические средства защиты от негативной информации в интернете. Прежде всего, установите антивирус на компьютере, на смартфонах и планшетах. 

Если же вы попали на уловку мошенников, вам необходимо:

незамедлительно обратиться в отделение милиции, подать письменное заявление по факту мошенничества (ст. 168 Уголовного кодекса Республики Узбекистан). Опишите все факты, как именно вас обманули. Соберите максимум информации: время перевода, по истории операций сделайте скриншот всех реквизитов платежа.

— если мошенничество связано с хищением денежных средств с банковской карты, нужно звонить в банк на горячую линию для блокировки банковской карты, либо лично обращаться в банк. 

— понять, как вас обманули, где ваша ошибка, изучить элементарные правила использования банковских карт, сделать выводы и больше никогда не попадаться на хитрость преступников.

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана
Люди

Отвага и преданность на службе: женщины-защитницы Узбекистана

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году
Люди

10 привычек для блестящей карьеры в Новом году

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев
Люди

Взгляд в будущее: как искусственный интеллект меняет медиа, маркетинг и журналистику — Хикматилла Убайдуллаев

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?
Люди

Лучшее время для отпуска в 2024 году: как выбрать идеальный период?

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января
Город

Погода в Ташкенте: прогноз на 5-7 января

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации
Город

Как преодолеть новогоднюю депрессию: советы и рекомендации